Фотопроект «Назад в прошлое» знакомит с историей вещей, которые когда-то были важной частью жизни наших соотечественников. Фоторассказ о керосиновой лампе и керосинке, патефоне и дисковом телефоне, радиоле и виниловых пластинках, фильмоскопе и чёрно-белом телевизоре сделают ближе и понятнее прошлое нашей страны.
Далёкий 1883 год… Город Санкт-Петербург.
О чем писали тогда в самом популярном еженедельном журнале «Нива»?
«К СВЕДЕНИЮ гг. капиталистов, предпринимателей, любителей воздухоплавания... Лица, желающие участвовать в постройке воздушного корабля «Россия», приглашаются … заявлять об этом изобретателю и строителю Костовичу….», - гласит обращение к читателям. А рядом размещен рисунок забавного летательного аппарата, чем-то напоминающего птицу. Мелькают заголовки публикаций: «Пишущая машинка Ремингтона», «Очищение воздуха аппаратом «Эолусь».
В каждом номере – литературные очерки и рассказы: Пётр Гнедич «На морском берегу», Дмитрий Григорович «Гуттаперчевый мальчик»…
В третьем номере размещена литография, на которой самые высокие здания и памятники мира: Петропавловский собор в Санкт-Петербурге – 65 сажень, Статуя Свободы в Нью-Йорке – 40 сажень, Собор св. Стефана в Вене – 64 сажени, Храм св. Петра в Риме – 65 сажень, Ратуш в Брюсселе – 50 сажень…
Репродукции и гравюры картин знаменитых художников, без которых не обходится не один номер журнала, поражают техникой исполнения.
Патефон — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок.
Патефоны приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках.
Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес.
В Великую Отечественную войну в редкие минуты отдыха между боями наши деды и прадеды заводили патефон и вспоминали родимый дом.
Совсем недавно популярность у печатной машинки была поистине грандиозной. Сейчас на смену печатной машинке пришёл персональный компьютер, сохранивший от неё лишь клавиатуру.
Когда появилась первая печатная машинка?
В 1808 году Терри Пеллегрино создал первую печатную машинку для своей ослепшей возлюбленной графини Каролины Фантони.
В России 1870 году Михаил Иванович Алисов сконструировал «скоропечатник», или «скорописец».
Американец Кристофер Лэтем Шоулз в 1868 году запатентовал устройство, которое позже получило коммерческое название «Ремингтон № 1».
Знакомую всем клавиатуру QWERTY придумал некий Скоулз. QWERTY — это вариант, при котором часто сочетающиеся литеры расположены максимально далеко. Это предотвращало залипание клавиш при наборе текста.
Ламповая радиола «Ригонда» выпускалась на Рижском радиозаводе им. А. С. Попова в 1963—1977 годах. Сделана она была по стандартам того времени - всерьёз и надолго. Не пожалели конструкторы ни ценных пород дерева для отделки боковых панелей, ни красивой радиоткани. Глядя на неё, ты понимал - это вещь. Аппарат был ламповый, и после включения кнопкой в сеть внутри медленно нагревались оранжевые огоньки, а шкала радиодиапазона слева подсвечивалась ярко-зелёным индикатором. Круглая ручка управляла шкалой настройки.
Когда на пике популярности были виниловые пластинки, без специального проигрывателя было просто не обойтись. Располагался проигрыватель под массивной деревянной крышкой в верхней части радиолы. Звучала «Ригонда» роскошно.
«Лошадь не ест салат из огурцов», - первое сообщение, которое было предано в 1861 году по телефону. Абсурдность этой информации позволяла убедиться в том, что слова были расслышаны правильно и телефон действительно работает.
Изобретателей телефона было много, но лавры первооткрывателя достались Александру Беллу.
Говорящий телеграф Белла прошел множество метаморфоз, прежде чем превратился в современный смартфон.
В музейной экспозиции «Наследие» находится дисковый телефон 50-60-х годов прошлого века.
В Советском Союзе первые устройства с дисковым набором номера были внедрены по приказу В. И. Ленина в 1918 г. в Кремле. Они были частью правительственной засекреченной системы связи и назывались «вертушками». Этот термин и по сей день используется в значении «телефон начальника». Вплоть до 1968 г. в СССР номера абонентов были гибридными, по этой причине на старых дисковых телефонах были обозначены не только десять цифр (0-9), но и буквы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л).
Часовые механизмы, отмеряющие минуты и секунды нашей жизни… В них есть что-то мистическое и одновременно притягательное. Механические настольные часы создают дома настоящий уют и теплоту, их с легкостью можно назвать настоящей душой интерьера.
В музее «Наследие» можно увидеть коллекционные часы "Владимирские колонны" (Владимирский завод). Это красивые, эпохальные настольные часы времен СССР, 1957 года выпуска, которые передают дух эпохи "Сталинский ампир". Специальная система, встроенная в настольные механические часы, - это единственный источник движения в них. Тихий ход часов несёт умиротворение и навевает романтическое настроение. Каждые 30 минут часы отбивают время мелодичным звоном. В корпусе часов есть ключ для завода хода и боя. Часы в рабочем состоянии.
Посетители музея могут не только насладиться мерным тиканьем и мелодичным боем, но и завести часы «волшебным» ключиком. Особенно рады этому дети.
В 1889 году в Санкт-Петербурге типограф Илья Ефрон при участии немецкого издательства F.A. Brockhaus открывает издательское общество «Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон». Немецко-российское сотрудничество было направлено на перевод и издание на русском языке энциклопедии Брокгауза.
По мере работы над «Энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона» редакция пришла к пониманию того, что недостаточно просто переводить немецкий аналог, но нужно его дополнять фактами и статистическими данными из российской реалии.
В результате вышло в свет два варианта ЭСБЕ – 41+2 тома и 82+4 полутома. Всего словарь раскрывает 121240 терминов и событий. К ним оформлено 7800 иллюстраций. В качестве наглядного материала также служат 235 карт. Все это на сегодняшний день является общественным достоянием и может использоваться без ограничений.
На подготовку и печать томов и полутомов словаря в издательстве «Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон» ушло 14 лет – с 1890 по 1904 год.
Антикварные издания по сей день имеют высокую ценность в отличие от переизданных.
Виниловые пластинки… На них выросло несколько поколений людей.
Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, …и непередаваемый звук теплого, нежного потрескивания в динамиках…
До середины 1960-х практически все пластинки вмещали в себя буквально две песни. Из-за этого подборки сочинений музыкантов продавали в бумажных или кожаных альбомах, в которые вкладывалось сразу несколько пластинок. Отсюда и пошел термин «музыкальный альбом».
А затем появились виниловые пластинки. Производились они из материала под названием полихлорвинил — потому и виниловые. Теперь на пластинку помещалось до 30 минут записи на каждую сторону.
В СССР находилось крупнейшее в мире виниловое производство. Например, Апрелевский завод, крупнейшее предприятие фирмы «Мелодия», в 1970-80-х выпускал в год около 100 млн виниловых пластинок.
Виниловые пластинки успешно прошли испытание временем и, доказав свою вечную актуальность, с каждым годом становятся всё популярнее и популярнее среди любителей музыки.
Что такое готовальня? Под готовальней подразумевают набор чертежных инструментов высокого класса. До появления компьютерных систем автоматизированного проектирования чертежи выполнялись на бумаге; различные инструменты, входящие в состав готовальни, использовались для построения новых чертежей и измерения длин и углов на уже выполненных.
Что такое готовальни в понятии советского профессионала? Это самые точные измерительные предметы, позволяющие проектировать чертежи высокого уровня сложности. Точность таких циркулей действительно поражала - ручная калибровка с точностью до миллиметра каждого из приборов радовала любого советского конструктора.
Качество чертежных предметов было просто потрясающим - многие наборы таких инструментов отправлялись на экспорт в самые разные страны мира.
«Домоводство» 1958 года по праву можно назвать бестселлером того времени. Книга стала настоящей помощницей для советских женщин.
В ней можно найти советы по любым вопросам: уход за детьми, рецепты блюд, ремонт квартиры, цветоводство и огородничество, шитьё и рукоделие. Многие советы из книги вполне применимы и сейчас:
«Чтобы сыр не высыхал, нужно положить рядом с ним кусочек сахара, а рядом с хлебом насыпать соли, и тогда хлеб долго не заплесневеет».
Журналу «Вокруг света» - 160 лет. В музее «Наследие» хранится январский номер «Вокруг света» за 1961 год. Тогда журнал отмечал 100-летний юбилей.
Весь номер журнала посвящён свершениям советских людей на великих стройках, покорению водных просторов и земных недр, совершенству техники и могуществу человека. В начале 1961 года человечество в ожидании полёта в космос. Нет сомнений, что это произойдет в ближайшее время. Но люди уже стремятся заглянуть дальше, в 2061 год…
Общий дух всех статей журнала: человеку подвластно всё, а будущее светло и прекрасно.
По значкам Советского Союза можно прочесть историю нашей страны.
Огромное количество значков было создано в честь памятных событий, знаменательных дат. Например, к Олимпиаде 1980 года выпущено около 5000 видов значков с видами спорта, с олимпийским Мишкой, с символикой Олимпиады. Спортивные знаки вручались также за спортивные достижения. К примеру, значок ГТО. Существовали значки, выдававшиеся за достижения в трудовой деятельности. Прославлялись на значках и глобальные советские стройки – БАМ, ДнепроГЭС, Магнитка и т.д.
Балаково прославился пятью Всесоюзными ударными комсомольскими стройками: Саратовская ГЭС, Комбинат химических волокон, Завод минеральных удобрений (химзавод), Саратовский оросительный канал и Балаковская АЭС. Все эти события также нашли отражение в значках. Их вручали участника ударных строек и студентам из стройотрядов, победителям трудовых соревнований и спортсменам.
Сегодняшние родители наверняка еще помнят, как пытались скрасить скучный урок или лекцию игрой в «Морской бой». Для этого нужен был только тетрадный листок в клеточку и карандаш. Время пролетало невероятно быстро и интересно.
Но давайте заглянем в наш музей «Наследие». Промышленность нашей страны быстро поняла интерес к игре. И выпустила свою версию «Морского боя». Стоила она не дешево, но успех имела у детей грандиозный. Здесь уже было и само поле морской битвы, и пластмассовые корабли, и металлические снаряды, а главное – артиллерийские орудия с прицелом. Корабли устанавливались на морском поле. Каждый игрок имел три корабля: крейсер, эсминец, охотник.
Из орудий можно было сделать два выстрела. Механические шарики катились по полю и сбивали корабли противника. Наибольшее количество очков начислялось за сбитый крейсер. Игра могла длиться по 3-4 часа. (Игру можно увидеть в музее при библиотеке).
Но было и еще один вариант «Морского боя». В конце 70-х годов в кинотеатрах появились игры-автоматы «Морской бой»…
«Лет в шесть я неплохо каталась. Мы ходили с мамой на каток, огороженный добротным деревянным ограждением. Я хорошо помню, как славно было легко катиться зимним вечером по льду сквозь падающие снежинки», - так часто вспоминают свое детство те, кто родился в 60-70-х годах.
В пять лет дети Советского Союза вставали на коньки. Учебные коньки для детей дошкольного возраста делались с двумя полозьями, куда более устойчивыми, чем обычные коньки. Коньки были раздвижными и могли «расти» вместе с ногой маленького конькобежца. Полозья крепились к валенкам кожаными хомутами.
В музейной экспозиции «Наследие» находятся двухполозные коньки СССР на кожаных хомутах. На самих коньках указана цена – 2 рубля 30 коп. Удивительно, что за столько лет использования и хранения металл не пострадал, не пострадали и кожаные ремешки. Хоть сейчас надевай и катайся.
Кто из вас видел керосинку? А ведь когда-то она считались «самой современно кухонной техникой», которая пришла на смену печным плитам. В 30-е годы прошлого столетия хозяйки «колдовали» на кухне, готовя на керосинке или на примусе. Керосинка нещадно коптила и издавала неприятный запах. Зато была чрезвычайно простота и удобна в применении. Керосинка представляла собой настольное, а иногда и напольное «сооружение», состоящие из резервуара для керосина и горелки, над которым возвышалась конфорка для установки посуды. Достаточно было поджечь спичкой выступивший над поверхностью горелки фитиль, и керосинка начинала «действовать», причем силу огня, то есть высоту пламени, можно было легко регулировать при помощи выдвижения или опускания фитиля. Керосинки просуществовав чуть больше половины XX в.
Март 1853 года. Город Львов. Именно здесь впервые была продемонстрирована керосиновая лампа. В один из ясных весенних вечеров прохожие заметили необычный яркий свет, заполнивший помещение аптеки «Под золотой звездой». Как мотыльки, летящие на свет, в аптеку стали заходить люди, чтобы посмотреть на устройство, которое давало такой сильный струйный свет.
Свет, полученный с помощью керосина, был намного ярче в отличие от других способ освещения, использовавшихся до изобретения электричества. Самые первые «керосинки» светили также сильно, как несколько десятков восковых свечей. А с усовершенствованием конструкций, добавлением некоторых дополнительных деталей, сила света лампы могла сравниться с 300-х ваттной электрической лампочкой.
Конструкция керосиновой лампы проста: в металлической емкости налит керосин, в который погружают фитиль. Другой конец фитиля используют для зажигания лампы. В качестве дополнительной тяги и защиты от ветра фитиль накрывается стеклянной колбой.
Керосиновая лампа была популярна в XIX — начале XX века, до широкого внедрения электрического освещения. Долгое время, вплоть до 50-х годов, керосиновая лампа была самым популярным источником света и в Балакове.
Март 1853 года. Город Львов. Именно здесь впервые была продемонстрирована керосиновая лампа. В один из ясных весенних вечеров прохожие заметили необычный яркий свет, заполнивший помещение аптеки «Под золотой звездой». Как мотыльки, летящие на свет, в аптеку стали заходить люди, чтобы посмотреть на устройство, которое давало такой сильный струйный свет.
Свет, полученный с помощью керосина, был намного ярче в отличие от других способ освещения, использовавшихся до изобретения электричества. Самые первые «керосинки» светили также сильно, как несколько десятков восковых свечей. А с усовершенствованием конструкций, добавлением некоторых дополнительных деталей, сила света лампы могла сравниться с 300-х ваттной электрической лампочкой.
Конструкция керосиновой лампы проста: в металлической емкости налит керосин, в который погружают фитиль. Другой конец фитиля используют для зажигания лампы. В качестве дополнительной тяги и защиты от ветра фитиль накрывается стеклянной колбой.
Керосиновая лампа была популярна в XIX — начале XX века, до широкого внедрения электрического освещения. Долгое время, вплоть до 50-х годов, керосиновая лампа была самым популярным источником света и в Балакове.
Чей портрет в недалёком прошлом был чуть ли ни в каждом доме и стоял на самом почётном месте? Кто пользовался всенародной любовью? Сергей Есенин. Любовь к поэту объединяла людей разных социальных слоёв. Люди, даже с очень скромным достатком, покупали книги поэта, чтобы вновь и вновь перечитывать любимые строки, которые давно знали наизусть.
Портреты Есенина тиражировались в нашей стране в огромном количестве. Наверное, конкуренцию по народному признанию поэту составлял только Юрий Гагарин. А как вы думаете, такие кумиры должны быть у людей?
Русские счёты. Что это такое? Это простейшее механичное устройство для осуществления вычислений. Это сложение, вычитание, деление и умножение. Имеют место две теории появления счёт на Руси: согласно одной версии происходят от китайского счётного приспособления, согласно другой имеют собственно русское происхождение.
Счёты являются одним из ранних вычислительных устройств и вплоть до конца XX века массово использовались в торговле и бухгалтерском деле, пока их не заменили калькуляторы. Очень редко используются и в наши дни, например, в деревенских и сельских магазинах.
Фильмоскоп был мечтой каждого ребёнка Советского Союза. Вечером, когда темнело за окном, дети вешали на стену простыню или пелёнку, устанавливали на столе или прямо на полу этот нехитрый аппарат и выключали свет. Загорался фильмоскоп, и начиналась сказка.
Кто-нибудь из детей крутил головку на аппарате, а другой громко и выразительно читал текст под картиной, которая появлялась на экране. Затаив дыхание, ребята следили за происходившим волшебством.
Когда дети подрастали, диафильмы со сказками менялись на более серьезные произведения. Благодаря искусству художников, перед ними «оживали» герои Джека Лондона и Даниэля Дефо. Сейчас во многих семьях бережно хранятся фильмоскопы с набором любимых диафильмов.
Фотографы и просто любители, которым сейчас за 40, наверняка делали свои первые снимки фотоаппаратом «Смена-8М». Он даже вошел в книгу рекордов Гиннесса, поскольку до сих пор является самым распространенным фотоаппаратом на планете.
Очень часто этот фотоаппарат дарили детям. Если рядом в городе не было фотокружка, ребята, методом проб и ошибок сами учились хитростям фотодела. Потихонечку покупались экспонометр, вспышка, бачок, ванночки, фотоувеличитель, красный фонарь… Это было настоящим волшебством, когда на абсолютно белой бумаге появлялись застывшие мгновения жизни.
Фотоаппарат был довольно легким и мог работать при любой погоде, даже в сильные морозы. По воспоминаниям альпинистов дерматиновый чехол от мороза рассыпался как стекло, а фотоаппарат продолжал исправно работать.
«Смену» была поистине семейным фотоаппаратом. Он запечатлевал все важные и значимые события — праздники, отпуска, выезды на природу или на море, туристические поездки.
Какой же Новый год без… телевизора? Даже сейчас, спустя более полувека с той поры, как голубой экран осветил радостью советские квартиры, он остается неизменным праздничным атрибутом. В течение долгих лет вечером 31 декабря все граждане замирали перед черно-белым телевизором. Впервые «Голубой огонек» вышел на экраны 31 декабря 1962 года. Своим именем телепередача обязана черно-белому телевизору. К началу 60-х годов изображение телевизоров осталось черно-белым, но у экрана появилось голубоватое свечение. Среди экспонатов музея есть черно-белый телевизор "Аврора" 1967 года.