12:16 О детстве, юности и учителях Петра Великого – в материалах Президентской библиотеки | |
Президентская библиотека посвятила Петру Алексеевичу Романову, названному за его грандиозные свершения Великим, обширную подборку «Пётр I (1672–1725)», ставшую частью цифровой коллекции «Династия Романовых. Земский собор 1613 года». В подборку вошли исторические документы, деловая и личная переписка монарха, посвящённые ему исследования, библиография и многие другие материалы. Так, можно ознакомиться с изданиями «Бумаги императора Петра I», «Достопамятные сказания о жизни и делах Петра Великого: 1672–1725», «Пётр Великий, последний царь московский и первый император Всероссийский», «В Петербурге при Петре Великом» и иными раритетами. Будущий император Петр Алексеевич родился 9 июня 1672 года. Историк и педагог Сергей Рождественский в своём труде «О Петре Великом» (1872) пишет: «Весело встретил жизнь царевич Пётр. Он был крепкого здоровья, красив собою; яркий румянец так и играл на щеках его; в десять лет он казался шестнадцатилетним… В мальчике между тем с ранних пор начала обнаруживаться также необыкновенная живость и острота ума». У кого же будущий великий император учился строить корабли и управлять страной? В Московском государстве во второй половине XVII столетия европейское образование только входило моду. У старших братьев и сестры Петра – Федора, Софьи и Ивана – наставником был Симеон Полоцкий, один из образованнейших людей того времени. Самого же Петра учили по старинке – по церковным книгам. «Для обучения грамоте приставили к нему, по тогдашнему обыкновению, дьяка Зотова, человека раболепного…» – писал историк Василий Золотов в исследовании «История Петра Великого» (1872). Публицист Борис Глинский в издании «Царские дети и их наставники» (1912) отмечает: «К чести Зотова надо отметить, что он не ограничил своего учительства такими несложными предметами, как простая грамотность и учение священных книг наизусть». Зотов составлял для царевича «училища» – тетради с историями из жизни царей – и поручал иллюстрировать их самым искусным художникам. Со смертью отца, царя Алексея Михайловича, и вступлением на престол старшего брата Фёдора при дворе возвысился род Милославских, родственников первой жены усопшего государя. Царевич Пётр и его мать Наталья Кирилловна, урожденная Нарышкина, оказались в опале, о чём рассказывает профессор Александр Брикнер в книге «История Петра Великого» (1882). Они вынуждены были отправиться в село Преображенское под Москвой. «При грустном положении его матери одно только служило развлечением – игры со своими сверстниками, которых собрал ему еще отец его для потехи. За это они и назывались потешными», – пишет историк Владимир Сорокин в «Рассказах о Петре Великом» (1872). Со временем эти игры превратились в настоящие учения, а бывшие «потешные» войска стали верными Петру гвардейскими полками – Преображенским и Семеновским. Юный Пётр любил бывать в Немецкой слободе – месте поселения выходцев из европейских стран. Однажды, заинтересовавшись устройством и работой привезённой из-за границы астролябии, Пётр обратился за разъяснениями к голландскому предпринимателю Францу Тиммерману, который стал его учителем по геометрии, арифметике, артиллерии и фортификации. «Но каково, – писал Василий Золотов – было наставнику с таким учеником, который, по свидетельству современников, не умел ходить, а только бегал. Этим лучше всего выражается пылкость его души и ничем неудовлетворимое стремление к приобретению знаний». Однако, по свидетельству Бориса Глинского, Пётр «без труда скоро достиг до многосложной теории астролябии, затвердил все иностранные термины фортификации, вычислил размеры орудий и определил, при каких условиях, в каком расстоянии может пасть на данную точку бомба». Однажды в Измайлово, в амбаре, Пётр обнаружил старый английский бот. Мысль, что лодка может ходить против ветра, привела царя в восторг. Этого оказалось достаточно, чтобы он начал строить флот. К пятнадцати годам Пётр владел четырнадцатью ремеслами. В 1696 году он наконец становится полноправным правителем. Конечно, своим образованием юный царь был обязан не только учителям и наставникам, но и собственной тяге к знаниям и любознательности. Об этом свидетельствют многие издания, входящие в подборку Президентской библиотеки «Пётр I (1672–1725)». В том числе и видеоматериал «Учителя Петра I», подготовленный специалистами библиотеки и представленный на портале учреждения.
| |
Категория: Центральная библиотека | Просмотров: 175 | |