>
Главная » 2020 » Апрель » 24 » Русский плакат  на рубеже XIX—XX веков: реклама и искусство
19:21
Русский плакат  на рубеже XIX—XX веков: реклама и искусство

Плакат — порождение большого города. Задача городской рекламы — привлечь внимание, остановить в нужной точке, возбудить интерес, информировать о событии, пробудить желания и сформировать потребности. Но где могли размещаться рекламные плакаты? Существовало ли руководство на этот счёт? Какие ещё рекламные формы были тогда распространены? На эти и другие вопросы ответят материалы выставки «Городская феерия. Русский плакат конца XIX- начала XX века», которая открылась в Ивановском зале Российской государственной библиотеки (работает online).

Улицы едва ли не любого города России на рубеже XIX—XX веков полны призывов покупать. Это прекрасно видно на фотооткрытках того времени.

В конце XIX века рекламный плакат был официально признан фактом если не «высокого искусства», то культуры.

Начало ХХ века было временем бурного развития кинематографа. Острая конкурентная борьба требовала от рекламы наступательного характера. Взгляните на плакат, созданный художником П. Ассатуровым в 1908 году к первому фильму российского производства «Стенька Разин, или Понизовая вольница»… Специфика киноплаката состоит в изображении экспрессии, которой в то время не доставало рекламному плакату. И основой, сердцевиной киноплаката, стал выхваченный из фильма кадр. Подчёркнутая эмоциональность и экспрессия стали одной из главных отличительных особенностей кинорекламы того времени.

Вывески магазинов и  торговые плакаты в короткие сроки буквально заслонили собою городскую архитектуру. Дореволюционные плакаты торгово-промышленного направления отличались предметностью и натурализмом: считалось , что чем нагляднее рекламное изображение, тем сильнее оно может привлечь покупателей. Именно поэтому на плакатах того периода можно увидеть либо просто рекламируемый товар, либо человека с товаром. Русские красавицы, привлекающие внимание к товару своей внешностью, замелькали на рекламных плакатах мыла, швейных машинок, российского пива, папирос. Появился образ роковой соблазнительницы, женщины-вамп, столь созвучной эпохе Серебряного века. Если говорить о мужчинах,  то их образы предлагали покупателям приобрести алкогольные напитки. Дети, как правило, появились в рекламе кондитерских изделий.

Реклама отечественных производителей использовала приёмы русского лубка, обращалась к героям былин и историческим персонажам, выдающимся деятелям российской культуры. Например, на упаковке папирос серии «Слава России» ростовской фабрики В. И. Асмолова можем видеть портреты известных российских писателей (Льва Толстого и др.).

Отдельный  блок социальной рекламы был связан с благотворительностью. В большинстве своём – это плакаты, призывающие к сбору средств в пользу голодающих, сирот и больных туберкулёзом.

Лучшие образцы дореволюционного рекламного плаката были созданы художниками «Мира искусства»: И. Я. Билибиным, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакстом, К. А. Сомовым… Одним из высших достижений русского плакатного искусства является плакат с изображением балерины Анны Павловой, выполненный Валентином Серовым. И самым значительным  можно считать плакаты Константина Коровина «Всероссийский земский союз помощи больным и раненым…» и Виктора Васнецова «Благотворительный базар на помощь жертвам война».

Читайте подробнее в статье «Прикоснёмся к феерии. Русский плакат рубежа веков», автор Ольга Барковец, журнала «Наука и жизнь» № 4 за 2020 год.


 

Категория: Центральная библиотека | Просмотров: 117 | Добавил: Админ
МАУК "БГЦБ" © 2020

г. Балаково, ул. 30 лет Победы, 37А. Тел.: (8453) 32-34-76, 32-30-67 
E-mail: MUKBGCB@yandex.ru
Создать бесплатный сайт с uCoz