НЕЙРОСФЕРА

ПРОЕКТ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ КНИГИ И ЧТЕНИЯ

ОТКРОЙ МИР ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Сроки реализации: январь - декабрь 2024

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

С самого начала исследователи и инженеры стремились создать компьютерные программы и системы, способные демонстрировать интеллектуальные способности, подобные тем, которыми обладает человек.

Подробнее

НЕЙРОСЕТИ: СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Нейросети имеют широкий спектр применения и их возможности постоянно расширяются, что делает их одними из самых востребованных технологий в современном мире.

Подробнее
Значимость проекта

Нейросети - важный инструмент для того, чтобы сделать мир литературы более открытым

Продвижение книги и чтения в формате ее видения нейросетями позволит создать совершенно новый формат представления информации и ее восприятия.

Проект поможет рассмотреть, как нейросети могут помочь библиотеке в продвижении книги и чтения, стимулировать интерес к чтению.

О проекте

Проект представляет собой уникальное объединение искусства, литературы и технологии. Основные направления реализации проекта будут раскрывать возможности нейросетей и их применение для популяризации книги и чтения в библиотеке и раскрытия библиотечного фонда.

arrow_forward

Задачи проекта

  • 01.

    Использование нейросетей и современных технологий в библиотеке

    Изучение и внедрение новых возможностей, чтобы повысить качество услуг и привлечь больше посетителей

  • 02.

    Внедрение нового формата взаимодействия с пользователями

    Создание с помощью нейросетей уникального аудио-визуального контента о чтении, способствующего формированию привлекательного облика библиотеки и книги

  • 03.

    Популяризация чтения через привычные каналы коммуникации

    Популяризация чтения посредством инновационных онлайн форматов, мотивирующих к распространению контента о чтении среди целевой аудитории

Основные направления
реализации проекта

Проведение обучающих и игровых мероприятий по теме проекта

В рамках проекта планируется проведение обучающего практикума по генеративным нейросетям, которые могут помочь в библиотечной деятельности, а также проведение игровых массовых мероприятий.

Цикл «Будущее сегодня. Нейросети в действии»

Цикл видео и интерактивных пособий по истории и возможностям нейросетей

Цикл #shorts «Нейросеть оживляет»

Цикл представляет собой короткометражные ролики #shorts с оживленными и озвученными нейросетью портретами и голосами знаменитых личностей. Великие люди о знаниях, книгах, чтении и библиотеках. Слоган: Знай! Читай!

Смотреть

Цикл онлайн-игр «Загадки ИИ»

Кроме удовольствия от игры и развлечения, онлайн-игры дают понимание того, на что способны нейросети и как их можно использовать на практике.

Смотреть
Цикл «НейроПрочтение»

Короткометражные ролики о книгах-юбилярах, иллюстрированные нейросетью.

Смотреть
Цикл #shorts «Галерея нейроискусства. Литературные герои»

Короткометражные ролики #shorts со сгенерированными, оживленными и озвученными нейросетью портретами литературных героев.

Смотреть
Массовые мероприятия проекта

Нейросфера

В 2024 году отмечается 300-летие со дня основания РАН. В честь этого значимого события и в рамках популяризации науки, библиотекари решили воспользоваться передовыми технологиями и внедрить нейросети в проведение массовых мероприятий.

Использование нейросетей в организации игровых заданий может стать уникальным опытом, объединяющим факты из истории, литературы и фундаментальной науки в увлекательные игры для участников. Это позволит каждому участнику насладиться не только атмосферой игры, но и понять значимость научной деятельности, исторического наследия, сделать интересные открытия и углубить свои знания в сфере нейросетей и ИИ.

Нейросфера - инновационная локация Библионочи-2024

В Библионочь Нейросфера превратилась в центр интеллектуальных развлечений, где посетители смогли узнать, насколько хорошо нейросети могут имитировать работу человеческого мозга и проверить свои способности в захватывающих интерактивных играх.
Игры были призваны продемонстрировать возможности нейросетей и бросить вызов человеческому интеллекту. Сотрудники отдела автоматизации библиотечных процессов вложили душу, свои знания, креатив и постарались показать, как в новой реальности можно применять нейросети в библиотечной работе. Каждая игра была тщательно продумана, чтобы раскрыть уникальные возможности нового тренда - нейросетей, а также развлечь и увлечь игроков. Все игры – результат работы нейросетей.
news
Площадка интеллектуальных и интерактивных игр была развернута в Фойе библиотеки.
Гостей приветствовала дружелюбная пара голосовых помощников - аватары Нейра и Нейрон, которые не только представляли собой уникальный симбиоз человека и машины, но и являлись соведущими библиотекарей. "Говорящие головы" создавали непринужденную атмосферу и приглашали всех присутствующих погрузиться в увлекательное интеллектуальное приключение. news news
Для предоставления участникам всестороннего обзора возможностей нейросетей был подготовлен специальный теоретический блок в виде коротких и информативных видеоматериалов. На большом экране демонстрировалась история зарождения и развития этих технологий, а также их многогранные сферы применения. news
После информационной части следовали интерактивные интеллектуальные игры для детей и взрослых на знание различных областей науки, известных пословиц и крылатых фраз, а также на знание литературы и сказочных персонажей.
Первая игра называлась «Нейросеть рисует сказки». По запросу нейросети сгенерировали не только картины, но и загадки в стихотворной форме. Участники сначала читали задание, потом отгадывали героя и называли произведение и автора. В качестве подсказки предлагались мини-обложки книг, главными героями которых являлись сказочные персонажи задания. news news news news news news
Для второй игры с помощью сгенерированных иллюстраций изготовили кубы-пазлы. Игра называлась «Собери сказочного героя». Принцип игры был такой же, как в предыдущей игре. Была сгенерирована загадка, а игроки должны были угадать сказочного героя и из объемных кубов собрать его образ.
news news news news news news
Третья игра - «Нейромудрости». В эту игру с удовольствием играли и дети, и взрослые. С помощью нейросетей сделали рерайт знаменитых пословиц и их иллюстрации. Задачей участников было соотнести оригинал с интерпретацией нейросетей. news news
Четвертая игра - «Нейрогалерея наук». С помощью нейросетей были сгенерированы разные области науки. Так как нейросети понимают запрос буквально, игра получилась на логику и мышление. Игроки должны были угадать какая наука изображена в каждом планшете.
news news
Участники Библионочи смогли провести время с пользой, продемонстрировать свои эрудицию, сообразительность и умение мыслить нестандартно, узнать что-то новое и, возможно, приобрести новые увлечения и интересы. Активные участники «Нейросферы» получили сувенирные медали «Нейрознайка», которые порадовали как взрослых, так и детей. news
Для снятия напряжения и усталости юным участникам библионочи Нейрон и Нейра предлагали занимательную гимнастику от веселого робота.
news news

Выставка-интерпретация "Литературные шедевры и нейроэстетика"

Цель выставки - показать, как технологии могут взаимодействовать с искусством и открывать новые грани его восприятия.
Для создания выставки в фойе библиотеки сотрудники использовали новую форму восприятия, с которой мы сегодня только начинаем знакомиться - незнакомую и захватывающую, нейроэстетику. Уникальная выставка соединяет слово и изображение в единое целое, используя генеративные нейросети.
В течение года на выставке будут представлены яркие иллюстративные изображения и выразительные отрывки литературных поэтических произведений, соответствующие времени года. Это позволит понять, какие визуальные интуиции возникают в нашем сознании при чтении поэзии и как нейросети могут интерпретировать эти образы.
Таким образом, нейросети выступают не только как инструмент создания иллюстраций, но и как средство для более глубокого погружения в мир литературы.

Обучающие практикумы для библиотечных работников

news
Знакомьтесь, нейросети
В рамках планируемого обучения для библиотечных работников предусмотрено изучение истории развития искусственного интеллекта и нейросетей. Это позволит понять, как эта технология стала доступной, каким образом и в каких сферах она применяется в настоящее время.
Подробнее
news
Интеллектуальные игры
Сочетание игровых мероприятий и нейросетей может стать отличным инструментом для библиотечных специалистов в привлечении посетителей и расширении информационной образовательной среды.
Подробнее
news
Генеративные нейросети
Особое внимание будет уделено знакомству с нейросетями, которые могут пригодиться в работе библиотечного специалиста.
Подробнее